В данной заметке рассматривается разработка производства дорожных плит из песчаного бетона.
Дорожные покрытия — одна из более многообещающих областей внедрения песчаного бетона. Тут реализуются главные плюсы материала: способность принимать увеличенные растягивающие и знакопеременные перегрузки, специфики трещинообразования, высочайшая устойчивость к марозу. В том числе и, традиционно относимая к изъянам, завышенная деформативность песчаного бетона в дорожных покрытиях считается его достоинством.
Выбор разъясняется 2-мя первопричинами. Из всей номенклатуры систем с использованием щебня выпускаются исключительно дорожные плиты, потому при производстве их из песчаного бетона возможно вполне категорически отказаться от доставки щебня, складов, трактов его подачи и самым что ни на есть значительно облегчить научно-технический процесс. Для производства дорожных плит присутствует отдельная научно-техническая линия, обслуживаемая особой бетономешалкой, в следствии этого изготовление песчаного бетона не станет мешать работе прочих линий.
Подборы состава песчаного бетона, проведённые на песке с Мк=1,7, применяемого заводом в масштабах имеющегося научно-технического процесса, продемонстрировали, собственно повышение расхода цемента в сравнении с имеющимся сочиняет 20 % или же в пределах Сто кг/м3.
Очевидно, что даже при получении экономического эффекта за счёт разницы в стоимости песка и щебня такое увеличение расхода цемента при постоянно растущей его стоимости вряд ли приемлемо.
Для понижения расхода цемента в песчаном бетоне предложено применять пластифицирующую добавку и увеличить жёсткость смеси.
В заводских условиях при изготовлении панелей наружных стен применяется пластифицирующая добавка ВРП. Её применение в производстве дорожных плит сокращает указанный перерасход на 30 кг/м3.
Известно, собственно песчаные бетоны при одинаковых с тяжёлыми показателях ОК обладают наиболее высокой удобоукладываемостью, что дало возможность использовать на существующем оборудовании цементно-песчаные смеси с ОК=1,5–2 см вместо используемых для тяжёлых бетонов с ОК=3–4 см. Это позволило сократить перерасход цемента еще на 20 кг/м3.
В конце концов, предложено изготавливать дорожные плиты из песчаного бетона М250 вместо используемого тяжёлого бетона М300. В дорожных плитах такое снижение марки бетона практически не сказывается на несущей способности изделий — плечо внутренней пары уменьшается незначительно. Назначение марки бетона 300 в дорожных плитах вызвано структурными требованиями, в первую очередь, морозостойкостью бетона.
Известно, что из-за увеличения однородности бетонной смеси, вызванной отсутствием крупного заполнителя, морозостойкость песчаных бетонов повыше, чем у тяжёлых.
Подготовка производства дорожных плит из песчаного бетона потребовала решения ряда научно-технических, конструкторских и организационных задач. Песчаный бетон грамотное решение поставленных задач в области строительства и ремонта.